Бабушка, деревня, родина.

Бабушка, деревня, родина.

Starry dom

Старый дом

Да, я всегда любила посещать бабушкину могилу в селе Казанское Павлово-Посадского района именно в Троицу. Что-то особенное для меня есть в этом ритуале. Сначала долгая дорога на автомобиле через все возможные пробки, ремонты дорог и и ухабы. Потом проезд через жуткий город отечественных сталеваров — Электросталь. Каждый раз надеешься, что не увидишь едкого зелёного дыма над одним из старорежимных цехов. Ан нет! Всё на месте! Иногда только дым меняет цвет с зелёного на карминно-красный, и поднимается он не вверх, а прямо из трубы стелется по земле. Мама говорит, что ещё в детстве им рассказывали, как ядовит этот дым.

Но. хорошего по-немножку, и мы въезжаем в старинную русскую деревню, загадочное название которой говорит само за себя: КРИУЛИНО. Догадались? Да — Кривая Улица! Именно это и есть характерная особенность деревеньки.

2014-10-04 17.28.37Я задаю себе вопрос: почему меня трогает именно эта плохонькая деревня, которую и узнать-то трудно по прошествии многих лет, прошедших со времени моего детства. Всё меньше домов, срубленных прадедами лет 200 назад, всё больше каменных уродцев, глядя на которые начинаешь верить в теорию общественной деградации, а не прогресса.

2014-10-04 17.31.40Бqqбушwкин домик ещё стоит… Такой неказистый! с ведром на трубе! Чудеса деревенской инженерии. Как тяжело ей было получить это жильё в 60-е годы прошлого столетия, когда с заболевшим мужем, вывезшим семью покорять Сахалин в надежде на лучшую, чем на материковой России долю, и внезапно разбитого параличём — инсульт; она была вынуждена вернуться в родные края, чтобы выжить.

Бабушка была родом из Павловского Посада. В девичестве носила фамилию Механкина, а потом — Сидорова, по первому мужу. Ткачиха, как и её мать. Типичный пролетарий, ничего не знавший о деревенской жизни. Но тут выбирать не приходилось. Прописку можно было получить только, имея работу, а работу — только по прописке! Ведь они завербовались на Сахалин на десять лет, как пелось в песне: «На близкий и любимый, на Дальний Восток!» А вынуждены были прервать свою поездку внезапно через 3 года, хотя дела там, и правда, шли не плохо.

Дед, в отличие от бабушки, имел аж два высших образования: духовную семинарию и сельскохозяйственную академию. И фамилию носил какую-то неподходящую эпохе: Царёв-Лунин. На Сахалине местный администратор обрадовался грамотному человеку и не отправил его семью вглубь острова, а оставил с посёлке, теперь — город Александров. И работа была хорошая — агрономом, и приусадебное хозяйство и пасека. Тут дед даже диссертацию по пчеловодству успел написать! Любил он это дело! У самовара по 20 чашек выпивал со своим мёдом. Сидит и потом обливается. Ну чем не баня?

Деда послали в санаторий в Есентуки, а бабушка мыкалась по городу в поисках работы. и тут кто-то из друзей детства, зная, что бабушка прекрасно поёт, подсказал ей, что в деревне Криулино требуется заведующий сельским клубом. Жить надо, снимая угол в одном из деревенских хозяйств. Что делать? Двое детей, их надо кормить. Деньги, вырученные от продажи своих вещей, скотины, пасеки на Сахалине быстро истекали.

Ну а этот домишко удалось купить только через несколько лет по счастливой случайности.

Помню самые ранние детские годы, когда наступали каникулы, мама спешила отвезти меня в деревню. И эти первые июньские дни часто совпадали с Троицей. К этому празднику готовились по особенному.

Бабушка шла с нами в лес и выбирала 2 пушистые небольшие берёзки для нас с сестрой. Ловко срубала их топориком и мы вместе тащили их на себе домой. А там доставали мешок со старыми лентами, тряпочками самых разных цветов. Резали тряпочки на тонкие полоски и их завязывали на веточки берёзок. Ну и красиво получалось! Мне больше новогодних ёлок нравилось!

Ну, а утром, когда взрослые возвращаль из церкви, по дворам начинали ходить дети, каждый со своей разукрашенной берёзкой. Пели колядки перед каждым крыльцом, а счастливые хозяева выносили пряники, конфеты, яблоки, печенье.

А после, обойдя совсем не маленькую деревню, возвращались на «свой конец» деревни и пили чай. Чаще всего тётя Катя Романова выносила столик прямо на улицу, на него мы выкладывали угощение, и, возбуждённые от песен, от дальней прогулки, веселились на славу.

Странно, но в этой деревне до сих пор колядуют по православным праздникам, и это очень нравится местному батюшке. Язычество и православие скрепились неразрывными узами ко всеобщей радости.

Если вам когда-нибудь случится проезжать по шоссе, проложенному прямо через деревню, назовите какой-нибудь старушке имя моей бабушки — Сидорова Елизавета Михайловна. Вы увидите лучезарные улыбки, как из детства, и услышите рассказы, какие концерты проводила в клубе моя бабушка, как она организовала из молодёжи самодеятельный театр, и играли «Не всё коту масленица». Вся деревня ходила, смеялись, кричали браво. Как пели песни, играли в карты, шутили друг над другом довольно смачно, по-деревенски. А, главное, в запой читали книги. Ведь и названия такого не было: клуб! Этот сарайчик у озера назывался избой-читальней.

Бабушкин домик ещё стоит… неказистый и маленький. Сирень, много лет бушевавшая в саду, выплеснулась за ограду. А перед входом стоит одинокий куст шиповника, так любимый когда-то бабушкой.

Эти низенькие дома с резными наличниками, с большим двором, с  воротами для проезда телеги и калиткой с кольцом и щеколдой, с низкими дверями, совсем не потому, что люди в старину были маленькими, а чтобы дом не выстужать, с сенями и старинной печкой. Где всё это?

А какой крыжовник водился в садах: плод величиной со сливу! А какие яблони были! Умельцы прививали на один ствол по нескольку сортов яблок, а то и ветка с грушами попадалась. А вода из колодца? В каждом колодце свой вкус. А звук хлыста по утрам: пастух собирает по деревне стадо, чтобы вечером пригнать его обратно. «Зорька-Зорька! Звёздочка! Марта!» — хозяйки выкликают по именам своих коров и коз. И каждая скотинка знала свой двор.

А вечерний туман, тягуче тянущийся из леса через прогон? Наступают сумерки, пора расставаться с подружками, но так не хочется обрывать задушевный разговор на самом интересном месте!

Почему ты мне снишься, деревня? Почему моё самое заветное желание — купить назад эту развалюшку, старый бабушкин дом? Почему в самых экзотических странах я всегда возвращаюсь мысленно в ту деревню? И сколько можно туда ездить? Там уже всё по- другому! И каждый раз это — праздник: Троица, могила бабушки, Родина.

Бабушка, деревня, родина.

Поделитесь в соцсетях!
Share
This entry was posted in Палитра родной природы and tagged . Bookmark the permalink.

4 Responses to Бабушка, деревня, родина.

  1. Наталья says:

    Возвращаются обычно туда, где испытали счастье…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.